НОВОСТИ

 About 

Заключение № 05/07

Г. Петрозаводск 23 мая 2007 года

Заключение содержит анализ результатов предварительного анкетирования на тему: «Толерантность и этническая идентификация в молодежной среде».

Предварительное социологическое исследование организовано и проведено в течение мая 2007 года Экспертно-правовым партнерством «СОЮЗ» (г. Петрозаводск) при содействии кафедры политологии факультета политических и социальных наук Петрозаводского государственного университета.

Актуальность темы исследования

В настоящее время во всем мире наиболее остро стоят проблемы терпимости людей по отношению друг к другу. Это продиктовано процессами глобализации, которые так или иначе делают общество мультикультурным, нередко создавая очаги напряженности – будь-то конфессиональной, этнической, расовой и т. д. Примеры конфликтности мы можем наблюдать в самых разных частях земного шара, вплоть до таких стран, чьи демократические ценности не вызывают у подавляющего большинства исследователей никаких сомнений.

Российская Федерация – многонациональное государство. Проблемы межнациональных отношений в нашей стране стоят наиболее остро, так как подогреваются многочисленными осложняющими факторами, такими как, тяжелая социально-экономическая обстановка, недавние вооруженные конфликты, давние разногласия между некоторыми этническими группами, невнятность национальной и миграционной политики.

В данной работе, толерантность рассматривается не как покорная терпимость, а как трезвое продуманное и взвешенное желание, основанное на осознании своей этнической принадлежности, выслушать и понять иную точку зрения, отказ от стереотипов в мышлении, готовность к сотрудничеству с людьми разных рас, наций и религий.

Цель исследования – Выявить особенности проявления этнической толерантности и определить степень этнической идентификации молодых граждан.

Объект исследования – особенности проявления этнической идентичности и толерантности в молодежной среде.

Методы исследования: Анкетирование, количественный и качественный анализ данных эмпирического исследования

Опытная база исследования

Образовательные учреждения г. Петрозаводска: Петрозаводский государственный университет (факультет политических и социальных наук, строительный факультет), средняя школа N 34 г. Петрозаводска.

Методическая база исследования

1.  Учащиеся 11 класса средней общеобразовательной школы №34 города Петрозаводска. (Опрашивались две группы– группа с гуманитарным уклоном и математическим). Всего опрошен 21 человек.

2.  Студенты 3-го курса строительного факультета Петрозаводского государственного университета (далее - ПГС). Всего опрошено 17 человек.

3.  Студентов 3-го курса факультета политических и социальных наук Петрозаводского государственного университета. Всего опрошено 13 человек.

Исследование проводилось в форме письменного анкетирования, которое заключало в себе 2 составляющие:

1.  Анкета “Социальная идентичность”.

Методика, на которой основана анкета, позволяет провести диагностирование этнической идентичности подростков. О. Л. Романова, автор данного вопросника исходит из возможности выделения в структуре этнической идентичности двух компонентов: когнитивного (т. е. самоидентификации через осознание особенностей собственной этнической группы, которая проявляется, в частности, в автостереотипах) и аффективного (т. е. в субъективной значимости для человека членства в данной этнической группе). Вопросник состоял из трех блоков вопросов:

·  направленных на выявление чувства принадлежности к своей этнической группе (№№ 1, 6, 10, 14, 21);

·  направленных на оценку того, насколько национальность считается значимой для респондента (№№ 2, 4, 5, 7, 9, 12, 13);

·  направленных на выяснение мнений респондентов о взаимоотношениях этнического большинства и меньшинства (№№ 16, 17, 18, 19, 20).

·  Кроме того, в вопросник вошли утверждения, касающиеся использования респондентами того или иного языка (№№ 3, 15).

Респонденты должны были определить степень своего согласия с перечисленными в анкете утверждениями.

При использовании данного метода этническая идентичность оценивается по следующим показателям: чувство принадлежности к своей этнической группе, значимость национальности для респондента, взаимоотношения этнического большинства и меньшинства, использование национального языка. Каждому показателю соответствует свой блок вопросов. В зависимости от количества положительных оценок утверждений внутри каждого блока выявляется степень выраженности тех или иных особенностей этнической идентичности.

2.  ТестСоциальная дистанция

Исследование социальной дистанции в данном исследовании базируется на выявлении установок (аттитюдов) на желаемую степень близости с представителями какого-либо народа. В основу исследования положена методика «Шкала социальной дистанции», предложенная Э. Богардусом. В исследовании данная методика представлена одним открытым вопросом. Респондентам предлагается указать те этнические группы, с представителями которых он хотел бы общаться реже. Исследование предполагает, что респондент может вовсе не указывать такие этнические группы. Данный вопрос позволяет выявить наиболее острые “болевые точки” – а именно те этнические группы, которые позиционируются как враждебные.

Анализ результатов исследования «Толерантность и этническая идентификация в молодежной среде»

Результаты исследования показали следующее:

Анкета “Социальная идентичность”

Вопросы, направленные на выявление чувства принадлежности к своей этнической группе (№№ 1, 6, 10, 14, 21);

Вопрос 1

73% опрошенных интересуются историей и культурой своего народа (92% студентов - политологов, 62% старшеклассников средней школы и 65% студентов ПГС)

Вопрос 6

80% опрошенных указывают на то, что их крайне задевает, если они слышат что-либо оскорбительное в адрес своего народа (90% старшеклассников средней школы, 88% студентов ПГС и 62% студентов – политологов). 

Вопрос 10.

82% опрошенных испытывают глубокое чувство личной гордости, когда слышат что-либо о выдающемся достижении своего народа (94% студентов ПГС, 77% студентов – политологов, 76% старшеклассников средней школы).

Вопрос 14.

32% опрошенных указали на то, что, если они встречаются с обвинениями в адрес своего народа, то относят это на свой счет.

Вопрос 21

75% опрошенных указали на то, что, если бы они имели возможность выбора национальности, то предпочли бы ту, которую имеют сейчас (81% учащихся средней школы, 76% студентов ПГС и 69% студентов – политологов).

Блок вопросов, направленных на оценку того, насколько национальность Считается значимой для респондента (№№ 2, 4, 5, 7, 9, 12, 13);

Вопрос 2.

64% опрошенных считают, что в любых межнациональных спорах человек должен защищать интересы своей нации (86% учащихся средней школы, 59% студентов ПГС и 46% студентов – политологов).

Вопрос 4.

91% опрошенных считают, что национальная гордость - чувство, которое нужно воспитывать с детства (95% учащихся средней школы, 92% студентов – политологов и 88% студентов ПГС).

Вопрос 5.

89% опрошенных считают, что при общении с людьми нужно ориентироваться на их личные качества, а не на национальную принадлежность (94% студентов ПГС 92% студентов – политологов 81% и учащихся средней школы).

Вопрос 7.

32% опрошенных считают, что представители каждой национальности должны жить на земле своих предков (62% учащихся средней школы, 25% студентов ПГС, 8% студентов – политологов.

Вопрос 9.

80% опрошенных отрицательно ответили на утверждение о том, что в дружбе, а тем более в браке нужно ориентироваться на национальность партнера (100% студентов политологов, и по 71% учащихся средней школы и студентов ПГС).

Вопрос 12

На вопрос о том, думают ли они, что органично развивать и сохранять можно только свою национальную культуру, большинство респондентов каждой группы затруднились ответить. Показательно то, что ни один учащийся средней школы ни ответил на это вопрос утвердительно, тогда как, 23% студентов – политологов и 24% студентов ПГС сделали это.

Вопрос 13

76% учащихся средней школы поддерживают смешанные браки, так как они связывают между собой различные национальности. Большинство студентов затруднились ответить на этот вопрос.

Блок вопросов, направленных на выяснение мнений респондентов о взаимоотношениях этнического большинства и меньшинства (№№ 16, 17, 18, 19, 20).

Вопрос 16

62% опрошенных считают, что политическая власть в многонациональном государстве должна находиться в руках коренного большинства населения (81% учащихся средней школы, 59% студентов ПГС и 38% студентов – политологов).

Вопрос 17.

50% опрошенных считают, что представители коренного большинства населения должны иметь преимущества перед другими народами, живущими на данной территории (46% студентов – политологов, 50% учащихся средней школы и 53% студентов ПГС).

Вопрос 18

37% опрошенных считают, что представители коренной национальности имеют право решать - жить в их государстве людям других национальностей или нет (59% студентов ПГС, 43% учащихся средней школы, 8% студентов – политологов).

Вопрос 19.

48% опрошенных считают, что представители коренной национальности должны иметь определенные преимущества, так как они живут на своей территории (53% студентов ПГС, 46% студентов – политологов и 46% старшеклассников).

Утверждения, касающиеся использования респондентами того или иного языка (№№ 3, 15).

Вопрос 3.

60% опрошенных указали на то, что представители одной национальности должны общаться между собой на своем родном языке (65% студентов ПГС 62% старшеклассников 54% студентов–политологов).

Вопрос 15.

68% опрошенных считают, что преподавание в школе в многонациональном государстве должно быть организовано на языке коренного большинства населения (81% старшеклассников, 77% студентов–политологов и 47% студентов ПГС).

Тест: Социальная дистанция

Из ответивших (43%) на открытый вопрос “С представителями каких национальностей я хотел бы общаться реже?” респонденты ответили следующим образом:

72% опрошенных указали «кавказцы» (77% старшеклассников, 71% студентов ПГС, 67% студентов–политологов).

Выводы

Предварительное исследование показало, что у всех групп опрашиваемых четко прослеживается тесная связь со своей этнической группой, национальностью, у большинства опрошенных наблюдается проявление высокой степени этнической идентификации, заключающейся в желании иметь именно свою национальность (75% опрошенных), изучать историю, традиции и культуру своего народа, гордится ими (82% опрошенных), убежденности, что национальную гордость – чувство, которое нужно воспитывать с детства (91% опрошенных). Кроме этого, 80% опрошенных крайне задевает, если они слышат что-либо оскорбительное в адрес своего народа, 64% считают, что в любых межнациональных спорах человек должен защищать интересы своей нации.

Большинство из опрошенных считает, что система государственного управления должна быть национально ориентирована на защиту интересов коренной национальности. 62% респондентов считают, что власть в многонациональном государстве должна находиться в руках коренного большинства населения. 48% опрошенных полагают, что представители коренной национальности должны иметь определенные преимущества, так как они живут на своей территории.

Во второй части работы приведены результаты исследования степени межнациональной напряженности в молодежной среде и вектор ее направленности. Предварительное исследование выявило, что наиболее остро во всех группах опрошенных стоит вопрос об отношении к выходцам с Кавказа.

Так 72% из ответивших респондентов при вопросе о том, с представителями каких национальностей они бы хотели общаться реже, указало на представителей тех этнических групп, которые можно отнести к выходцам с Кавказа. При учете тех фактов, что опрашиваемые проявили достаточно высокий уровень идентичности и достаточно низкий уровень предубежденности, можно сделать вывод о том, что у такой целенаправленной антипатии к определенным этническим группам есть достаточные основания.

Результатами исследования указывают, что при воспитании толерантности необходимо учитывать наличие фактора высокой степени этнической идентичности молодых граждан.

То есть, воспитание толерантности должно основываться, как на осознании всей многообразности национального состава государства, различии этносов, их истории, традиций и культуры, так и на основе понимания своей этнической принадлежности, во избежание утраты своей национальной самобытности.

Консультант Экспертно-правового партнерства "Союз" Г. А. Левин

Директор Экспертно-правового партнерства "Союз",

Член Общественной комиссии МВД РК по взаимодействию

С общественными, религиозными объединениями И. Е. Пальцев

Зав. кафедрой политологии факультета политических и социальных

Наук Петрозаводского государственного университета

Член Общественной комиссии МВД РК по взаимодействию

С общественными, религиозными объединениями А. Ю. Ильин





Петрозаводск, пр. Ленина, 10а, офис 8, т/ф (8142) 76-10-60 Эл.почта: 321@karelia.ru
Ассоциация "Экспертно-правовое партнерство" продолжит свою уставную деятельность в 2017 году