НОВОСТИ

 About 

Подготовлен общероссийский доклад о нарушениях прав призывников

Всероссийской коалицией общественных объединений «За демократическую альтернативную гражданскую службу» совместно с Экспертно-правовым партнерством «Союз» в период с 1 января по 31 декабря 2006 года был проведён независимый мониторинг нарушений прав граждан при призыве на военную службу.

К марту 2007 года был подготовлен Доклад «О нарушении прав и свобод человека и гражданина при призыве на военную службу в Российской Федерации в 2006 году».

В мониторинге, результаты которого представлены в настоящем докладе, приняло участие 24 правозащитных организаций, занимающихся защитой прав граждан в сфере призыва, из 27 регионов России.

Источниками информации для доклада послужили обращения 4269 призывников, членов их семей в организации, участвовавшие в мониторинге, а также материалы органов власти и управления, сообщения средств массовой информации, содержащие факты нарушений прав граждан, произошедшие в указанный период.

Доклад (77 листов текста) официально направлен Президенту Российской Федерации, Генеральному прокурору, Уполномоченному по правам человека в РФ, в Общественную палату Российской Федерации, а также в региональные органы власти, представлен вниманию российской и международной общественности.

Как показал мониторинг прошлых лет (подобные доклады за 2004, 2005 годы), органы власти стали достаточно адекватно реагировать на представляемые итоги мониторинга. Если ранее, подобные доклады нередко вызывали у них недоумение или скрытую враждебность, то теперь можно констатировать проявляемую готовность власти к установлению конструктивного диалога.

Однако утверждать, что подобный настрой власти продиктован исключительно стремлением - во чтоб это не стало - устранить выявленные нарушения, было бы, наверное, весьма смело. В отдельных случаях подобная демонстрируемая готовность идти на диалог с общественностью, является распространенным бюрократическим приемом, используемым для создания видимости принимаемых мер при фактическом бездействии.

Отдельные региональные органы власти также выразили готовность к организации совместной с правозащитными организациями работы по устранению нарушений в сфере призыва.

Вместе с тем, еще с 2005 году наметилась определённая тенденция к налаживанию взаимодействия правозащитных организаций и органов прокуратуры, активизации работы прокуратуры по защите прав граждан в сфере призыва. Увеличилось число внесённых представлений по результатам прокурорских проверок работы военных комиссариатов и призывных комиссий.

Этому способствовал проводимый правозащитными организациями в течение ряда последних лет независимый мониторинг сферы призыва. После провёденного в 30 регионах России мониторинга нарушений прав граждан в ходе призывов 2004 - 2005 годов и направления в органы власти соответствующих докладов (региональных и Сводного межрегионального), во многие региональные правозащитные организации поступили обращения из органов прокуратуры с предложением о представлении имеющейся информации о нарушениях прав призывников для принятия мер прокурорского реагирования и о взаимодействии в выявлении и устранении этих нарушений.

В ряде регионов (Волгоградская, Воронежская, Калужская, Кемеровская, Кировская, Костромская, Липецкая, Нижегородская, Пермская, Псковская, области, Республика Карелия, Республика Татарстан) правозащитные организации добиваются эффективной реакции органов прокуратуры на выявляемые нарушения закона.

Положительным фактором является внесение ряда прокурорских представлений в адрес руководителей призывных комиссий и военных комиссаров об устранении тех или иных нарушений законности, выявленных в 2004 - 2006 годах региональными правозащитными организациям.

В целом по результатам представления от имени Всероссийской Коалиции «За демократическую альтернативную гражданскую службу» региональных докладов о нарушениях в сфере призыва на военную службу, выявленных в 2005 году, во многих регионах (например, в Волгоградской области, Республике Татарстан, Хабаровском крае) органы прокуратуры признали некоторые проблемы призыва. Ими было отмечено, что данные региональных докладов «частично подтвердились», «по результатам проверок внесены представления об устранении нарушений закона», «объявлены предостережения о недопустимости нарушения законодательства» и т. п..

Анализ общего числа обращений призывников позволил выявить статистику нарушений прав призывников.

Наиболее массовыми – 21,77 % от общего количества нарушений, являются случаи нарушений прав граждан при медицинском освидетельствовании (обследовании).

Другие типы нарушений встречались со следующей частотой:

-  нарушение установленного порядка вызова в военные комиссариаты – 19,23 %;

-  дезинформация призывников сотрудниками военных комиссариатов и членами призывных комиссий, оказание психологического давления на молодых людей - 16,09 %;

-  нарушение процедуры работы призывной комиссии - 14,67 %;

-  нарушения, связанные с осуществлением призывных мероприятий в отношении граждан, имеющих отсрочки от призыва в связи с обучением в образовательных учреждениях - 11,71%;

-  нарушения, связанные с отказом в приёме вносимых документов 4,95 %;

-  нарушения установленных сроков призыва на военную службу - 3,81%.

-  нарушения, связанные с осуществлением призывных мероприятий в отношении несовершеннолетних граждан, то есть не являющихся призывниками – 3,11%.

Имели место также случаи нарушений прав граждан на сборных пунктах, неправомерного изъятия у призывников паспортов, принудительного незаконного доставления призывников в военные комиссариаты и т. п.

Представляя настоящий доклад, Коалиция исходит из необходимости привлечения пристального внимания федеральных и региональных органов законодательной и исполнительной власти, судебной власти, органов местного самоуправления, российской и международной общественности, средств массовой информации к проблемам нарушений прав человека при осуществлении призыва, необходимости изменения практики работы призывных комиссий и военных комиссариатов в интересах соблюдения прав граждан.

При этом основной целью представления настоящего доклада является отнюдь не привлечение внимания органов власти к единичным случаям нарушений прав граждан, приведенным в тексте доклада. Как уже упоминалось выше, защита прав конкретных граждан происходит непосредственно в ходе мониторинга, во время призывной кампании. Смысл настоящего доклада – представление проблем, выявленных при анализе поступивших обращений граждан (в том числе анонимных). Общественные организации, широко распространяя данный доклад, имеют целью привлечь внимание в первую очередь органов власти, - с тем, чтобы последние учли выявленные проблемы и приняли комплексные меры, направленные на их разрешение.

Коалиция общественных объединений «За демократическую АГС» исходит из того, что одно из обязательных условий повышения престижности военной службы в Российской армии, изменение отношения всего общества к военной службе – есть безусловное соблюдение работниками военных комиссариатов и членами призывных комиссий законодательных норм, прав и свобод человека и гражданина при проведении призыва, т. е. изменение практики их работы.

Доклад содержит восемь разделов, в каждом из которых объединяются сходные группы нарушений прав граждан, отмеченные в ходе мониторинга.

Кратко перечислим эти разделы[1].

1. Нарушение сроков призыва и незаконные вызовы в военные комиссариаты

В разделе приводятся случаи вызовов в военкоматы по вопросам призыва в период, когда призывная кампания ещё не началась. Отмечается, что порядок вызова в военные комиссариаты нарушается повсеместно. Значительное распространение имеет незаконная практика оказания психологического давления на близких родственников призывников для обеспечения их явки.

Зафиксированы примеры насильственного доставления призывников в военные комиссариаты и на сборные пункты для отправки на военную службу.

2. Дезинформация призывников

В разделе приведены факты сознательного сокрытия сотрудниками военных комиссариатов, членами призывных комиссий от призывников информации об их правах и даже прямой дезинформацией (в том числе через СМИ).

Приводятся примеры психологического давления, запугивания призывников и их родственников.

Отмечается, что практически во всех военных комиссариатах размещаются только плакаты и информационные объявления, содержащие выдержки из законодательства об обязанностях призывников, о наказании за уклонение от несения военной службы, но никак не об их правах.

Констатируется, что нередко выявляется нарушение установленного законодательством порядка работы с обращениями граждан. Не соблюдается обязательная регистрация обращений, призывникам отказывают в приёме подаваемых ими документов. Письменные обращения призывников не принимаются по надуманным основаниям.

3. Нарушения прав граждан при медицинском освидетельствовании (обследовании)

Информация данного раздела позволяет констатировать, что на военную службу нередко призываются граждане, которые, в соответствии с законом, должны были получить освобождение или отсрочку от призыва по состоянию здоровья. Нарушения прав граждан при прохождении медицинского освидетельствования является самым распространенным видом нарушений.

4. Нарушение процедуры работы призывных комиссий (в том числе присвоение военными комиссариатами полномочий призывных комиссий)

Отмечено, что негативное влияние на соблюдение законности при призыве оказывают различные процедурные нарушения в работе призывных комиссий. В разделе рассматриваются нарушения процедуры работы комиссий, хода заседаний, документирования их решений, порядка доведения до призывников решений комиссий.

Кроме того, поднята проблема присвоения военными комиссариатами полномочий, возложенных законом на призывные комиссии, которые являются гражданскими структурами. Военные комиссариаты незаконно возлагают на себя несвойственные им по закону функции и полномочия, узурпируя компетенцию призывных комиссий, что, в конечном счёте, ведет к нарушению прав граждан.

5. Призыв граждан, имеющих отсрочки от призыва либо не являющихся призывниками

В данном разделе поднимаются проблемы осуществления призывных мероприятий в отношении граждан, которые не являются призывниками или должны, согласно законодательству, получить отсрочки или освобождения от призыва на военную службу.

6. Условия содержания призывников на сборных пунктах

Отмечается, что с 2005 года в регионах прослеживается положительная тенденция - руководство сборных пунктов по своей инициативе допускает на территорию пунктов представителей правозащитных организаций, организует подробный осмотр, знакомит со многими нюанса своей работы.

Вместе с тем в отдельных регионах отмечены различные нарушения, допускаемые на сборных пунктах.

7. Прокурорский надзор за процедурой призыва

Констатируется, что органы прокуратуры, как правило, своевременно реагируют на факты нарушений прав человека при призыве на военную службу. Однако отмечено, что нередко проводимые прокурорские проверки носят формальный характер и не всегда направлены на реальное обеспечение законности в сфере призыва.

Вместе с тем, прослеживается тенденция к налаживанию взаимодействия правозащитных организаций и органов прокуратуры, активизации работы прокуратуры по защите прав граждан в сфере призыва. В этой связи увеличилось число внесённых представлений по результатам прокурорских проверок работы военных комиссариатов и призывных комиссий.

8. Общественный контроль за призывом

В этом разделе приведены примеры взаимодействия правозащитных неправительственных организаций (НПО) с органами власти. Оценены характер сотрудничества НПО с призывными комиссиями и военкоматами, возможность НПО инициировать публикации по вопросам призыва в средствах массовой информации.

Основными факторами, способствующими нарушениям прав граждан при призыве на военную службу, являются крайне слабая информированность граждан о своих правах и способах их защиты, а также неприемлемая правоприменительная практика, несоблюдение органами власти и их должностными лицами действующих правовых норм.

В целом законодательство, регулирующее призыв граждан на военную службу, при его соблюдении военными комиссариатами и призывными комиссиями в достаточной степени гарантирует соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Главной причиной их нарушения является неисполнение органами, на которые возложены функции по осуществлению призыва, законодательных предписаний.

Имеющиеся на сегодня результаты мониторинга сферы призыва подтверждают необходимость дальнейшего усиления общественного контроля за призывом путем формирования действенных и совершенствования существующих механизмов подконтрольности обществу органов власти и управления, осуществляющих призыв.

К сожалению, также как и в межрегиональных докладах о нарушениях прав человека в сфере призыва в 2003 - 2005 годах, и в настоящем докладе по-прежнему приходится констатировать наличие многих выявленных ранее проблем.

Но при этом необходимо заметить, что многие организации - участники данного мониторинга констатировали, что конструктивное взаимодействие с военкоматами и призывными комиссиями на практике приводит к снижению уровня нарушений прав граждан при призыве, достаточно быстрому и эффективному реагированию на обращения общественных объединений по фактам таких нарушений и к их своевременному устранению. Полярность взаимодействия призывных комиссий и военкоматов с правозащитными организациями в ряде регионов за последние годы изменяется - от пути конфронтации и полного неприятия деятельности правозащитников к установлению конструктивного диалога. Многие нарушения, допущенные призывными комиссиями и военкоматами, устраняются с привлечением органов прокуратуры на досудебной стадии.

[1] В основном тексте Доклада каждая выявленная проблема подтверждается типичными примерами.





Петрозаводск, пр. Ленина, 10а, офис 8, т/ф (8142) 76-10-60 Эл.почта: 321@karelia.ru
Ассоциация "Экспертно-правовое партнерство" продолжит свою уставную деятельность в 2017 году