НОВОСТИ

 About 

Заключение № 06/08

Г. Петрозаводск 21 июня 2007 года

Заключение содержит сведения об итогах предоставления в Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Карелия отчетности [1] некоммерческими организациями Карелии, в нем также приводятся соответствующие комментарии и выводы.

Отчетность некоммерческих организаций Карелии. Подведение итогов

Установленные сроки предоставления НКО отчетности истекли [2]. Итоги подведены и они не утешительны.

Так, по данным Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Карелия, из 1350 НКО Карелии (исключая профсоюзные, политические и религиозные организации) сдали свои отчеты лишь 286 организации, что составляет всего лишь 21%. [3]

Получается, что подавляющая часть НКО в Карелии (1064 НКО) Не способна даже отчитаться в своей деятельности. Таким образом, в Карелии это смогла сделать лишь Каждая 5 организация.

Полученные данные свидетельствуют о крайней слабости «третьего сектора» и, как следствие, российского гражданского общества. Хотя это не удивительно, если учесть, что государство и не принимало действенных мер для развития общественных инициатив.

Для Федеральной власти это тревожный сигнал и, вместе с тем, призыв к активным действиям.

Где же 1064 НКО?

Почему, такое большое число НКО не дало о себе знать? Почему они не обратились в Управление регистрационной службы, готовое предоставить не только бланки отчетности, но и содействие в их заполнении?

Стоит отметить, что задолго до истечения срока сдачи отчетности в Карелии было проведено достаточное количество разъяснительных семинаров по заполнению форм отчетности, необходимая информация размещалась на радио и ТВ, информационных порталах в Интернет.

По всей видимости, значительная часть НКО в Карелии существует только формально – на бумаге, а другая – действует только время от времени.

Как и предполагалось, введение дополнительной отчетности будет не под силу слабеньким НКО, ведущим свою деятельность периодически, без финансирования, на энтузиазме своих членов. Типичное, среднестатистическое НПО – это один человек с зарегистрированным уставом, без офиса и оргтехники. Видимо, большинство подобных организаций оказалось не в силах потянуть дополнительную отчетность, установленную государством.

Что же ждет 1064 карельских НКО, которые не отчитались?

Спектр возможно применимых санкций достаточно широк: от письменных предупреждений до наложения значительных административных штрафов и закрытия организации в случае неоднократного непредставления [4] ею установленных отчетов.

За невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) либо непредставление сведений (информации) некоммерческая организация может быть привлечена к административной ответственности по статьям 19.5 и 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушений соответственно.

Российское законодательство позволяет уже сейчас наложить на каждую из этих 1064 организаций штраф в размере от 3000 до 5000 рублей.

Вероятнее всего, в конечном итоге, подавляющее большинство этих организаций, вплотную столкнувшись с необходимостью составления отчетных форм или угрозой применения к ним установленных санкций, прекратит свою деятельность.

Остальные 286 НКО

Остальным 286 НКО Карелии, которые сдали отчетность, также не следует расслабляться. В соответствии со ст. 19.7 Кодекса РФ об административных нарушениях (КОАП) на НКО может быть наложен Штраф от 3000 до 5000 рублей, если в отчете допущена ошибка или не полностью указаны какие-либо данные. [5]

Допустить ошибку совсем не мудрено, так как отчетные формы содержат формулировки, не имеющие четкого правового определения и допускающие двоякое толкование.

Штраф От 3000 до 5000 рублей может быть наложен, если отчетность полностью сдана, но хотя бы на 1 день НКО был нарушен срок ее представления. 26% НКО этот срок нарушили.

Как видно, законодательством установлена серьезная ответственность. Размеры штрафов для большинства НКО России являются непомерными. Поэтому наложение такого штрафа во многих случаях будет равносильно решению о закрытии организации.

Вывод

На практике ничего страшного пока не произошло. Но при анализе законных и подзаконных актов, касающихся деятельности неправительственных организаций, можно с уверенностью говорить о том, что в России создан механизм для воздействия на любую общественную организацию. Тем более, новое законодательство предусматривает возможность проводить проверки с неясными требованиями и применять к НПО весьма серьезные административные санкции, вплоть до их закрытия.

По данным Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Карелия Еще до установления для НКО дополнительных обязанностей по отчетности, 98,2% всех проведенных в 2006 году Управлением проверок [6] выявляли допущенные НКО нарушения действующего законодательства.

Теперь, после увеличения объема отчетности, по всей видимости, потенциальными нарушителями являются уже все 100% некоммерческих организаций России. Достаточно лишь провести проверку той или иной организации (на выбор) и зафиксировать нарушение, которое, с учетом действующего законодательства, невозможно для НПО не допустить.

Скорее всего, государство будет проявлять интерес к деятельности не всех общественных объединений, а только политических или правозащитных.

Очевидно, что пока существует излишний объем отчетности и обширность оснований для привлечения НКО к ответственности в сочетании с неконкретностью правовой регламентации в определении степени взыскания, не может быть никакого устойчивого развития институтов гражданского общества России.

НКО должно зависеть от разумного и реалистичного Закона, а не от степени лояльности к ним органов государственной власти.

Игорь Пальцев,

Директор Экспертно-правового партнерства "Союз"

[1] Формы отчетности, подлежащие заполнению некоммерческими организациями всех организационно-правовых форм, за исключением религиозных организаций, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 года № 212.

[2] Данные отчеты должны представляться некоммерческими организациями (за исключением профсоюзных организаций и региональных отделений политических партий) в Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Карелия ежегодно до 15 апреля года, следующего за отчетным. Исключение - религиозные организации, которые отчет за 2006 год должны были представить до 1 июня 2007 года.

[3] По состоянию на 21 июня 2007 года из 575 общественных объединений, состоящих на учете в Управлении, отчет по установленной форме представило 198 (34%), из 775 иных некоммерческих организаций отчеты представили 88 (11%). Из поступивших отчетов 27% представлено с нарушением установленного срока.

Из 188 религиозных организаций отчеты представили 116 (62%), из них 23% - с нарушением срока.

[4] Неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных статьей 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», в том числе указанных выше отчетов, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа (Управления федеральной регистрационной службы по РК) в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

[5] Составление протокола должностными лицами Управления в случае выявления факта административного правонарушения является обязанностью для Управления.

[6] За 2006 год Управлением было проведено 560 проверок деятельности общественных объединений. В результате за выявленные нарушения законодательства общественным объединениям было вынесено 550 предупреждений.





Петрозаводск, пр. Ленина, 10а, офис 8, т/ф (8142) 76-10-60 Эл.почта: 321@karelia.ru
Ассоциация "Экспертно-правовое партнерство" продолжит свою уставную деятельность в 2017 году